Новости
Утвержденные Правила по охране труда обязательны для исполнения работодателями юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей физических лиц, не являющихся ИП) при организации и осуществлении дорожных работ.
В соответствии с Правилами по охране труда работодатель обязан обеспечить:
- безопасность выполнения дорожных работ, содержание дорожной техники и технологического оборудования в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с утвержденными Правилами по охране труда и документацией организации-изготовителя;
- обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
Установлены, в том числе, требования охраны труда:
- предъявляемые к производственной территории (объектам, временным сооружениям, участкам проведения работ), организации рабочих мест и размещению технологического оборудования;
- при эксплуатации дорожных машин и технологического оборудования;
- при осуществлении производственных процессов;
- при транспортировании (перемещении), размещении и хранении материалов и грузов, используемых при проведении дорожных работ.
При выполнении дорожно-строительных работ и эксплуатации дорожно-строительной техники, технологического оборудования (далее — работы), на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
- движущиеся транспортные средства, дорожно-строительная техника, грузоподъемные машины и механизмы, перемещаемые материалы;
- подвижные части оборудования, инструмента;
- острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности оборудования, инструмента;
- падающие предметы (элементы оборудования) и инструмент;
- повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
- повышенная загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенные уровни шума на рабочем месте;
- повышенный уровень вибрации;
- повышенная или пониженная влажность воздуха;
- повышенная или пониженная подвижность воздуха;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело работника;
- повышенный уровень электромагнитных излучений;
- повышенная напряженность электрического поля;
- отсутствие или недостаточность естественного света;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- расположение рабочих мест на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
- физические перегрузки;
- нервно-психические перегрузки.
На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя дорожно-строительной техники и технологического оборудования работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками.
В случае использования дорожно-строительной техники, применения материалов, технологической оснастки и оборудования, выполнения работ, требования к безопасному использованию, применению и выполнению которых не регламентированы Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и требованиями технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.
Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования. Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ, вступят в силу 6 августа 2017 года.
Напоминаем работодателям, что после вступления в силу Правил необходимо актуализировать инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ.
Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2017 N 46595.
Источник: http://olgasofronova.ru
В частности, сообщается:
- вправе ли работодатель на основании аттестации сотрудника сделать вывод о его квалификации;
- где можно узнать сведения о центрах оценки квалификаций, в которых можно пройти оценку квалификации, и о документах, необходимых для прохождения профессионального экзамена;
- сколько будет стоить прохождение независимой оценки квалификации;
- какие преимущества и льготы предоставляются работодателям, участвующим в системе независимой оценки квалификации;
- на какой срок выдается свидетельство о квалификации.
Источник: http://www.consultant.ru
С 1 августа 2017 года ФСС будет финансировать затраты на спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, которые изготовлены строго на территории России (приказ Минтруда России от 29 апреля 2016 г. № 201н). Раньше производитель значения не имел.
Информацию о стране-производителе можно найти на копии сертификата или декларации соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011. Страной производителя материалов СИЗ также должна быть Россия. Вопрос о подтверждении страны происхождения тканей, трикотажных полотен и нетканых материалов, из которых изготовлена специальная одежда, проработают в течение 2017 года.
Чтобы возместить затраты на приобретение СИЗ, теперь страхователь в перечне приобретаемых СИЗ указывает дату изготовления и срок их годности. Также следует учитывать, что на СИЗ должен быть указан срок хранения, по истечении которого товар нельзя использовать, либо срок эксплуатации. Перечень статей расходов на возмещение средств от ФСС также пополнился новыми пунктами. Теперь ФСС финансирует обучение по охране труда руководителей малых предприятий и руководителей государственных учреждений. Работники организаций, которые относятся к опасным производственным объектам, также имеют право пройти обучение по охране труда за счет страховых взносов.
Кроме того, с 2017 года предприятия могут зачесть в счет страховых взносов приобретение приборов, оборудования и других подобных устройств для:
- обеспечения безопасности работников или контроля за безопасным ведением работ (в т. ч. подземных);
- проведения обучения по вопросам безопасного ведения работ (в т. ч. горных) и действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
- видео- и аудиофиксации инструктажей, обучения и иных форм подготовки сотрудников по безопасному производству работ.
Однако установку систем видеонаблюдения ФСС не профинансирует, как и приобретение компьютера специалисту по охране труда для обучения работников. В письме от 20 февраля 2017 г. № 02-09-11/16-05-3685 ФСС России объяснил это тем, что специалист по охране труда не проводит обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ.
Кроме того, изменился порядок получения средств на оплату санаторно-курортного лечения персонала, который работает во вредных и опасных условиях труда. С этого года предприятие должно представить договор с организацией, которая непосредственно проводит санаторно-курортное лечение. Длительность санаторно-курортного лечения работников должна быть не меньше 14 дней.
Напоминаем, что подать документы в ФСС нужно до 1 августа. На предупреждение травматизма и профзаболеваний страхователь может потратить не более 20 процентов от суммы страховых взносов за предыдущий календарный год. По завершении мероприятий страхователь представляет в ФСС отчет об использовании средств по установленной форме. Обновленная рекомендуемая форма отчета приведена в приложении 1 к письму ФСС России от 20 февраля 2017 № 02-09-11/16-05-3685.
Сотрудники не должны трудиться сверх нормы более 120 часов в год, уверены депутаты
Скоро работодатель не сможет беспроблемно выжимать все соки из подчиненного, принуждая без оплаты трудиться по ненормированному графику. Депутаты от фракции ЛДПР намерены заставить руководителей давать работникам за переработку дополнительные отпуск от 3 до 15 дней.
Депутаты считают: в коллективном договоре работодатель обязан прописать возможное применение ненормированного рабочего дня. А общее время сверхурочной работы не должно превышать 120 часов в год (10 часов в месяц). Если же сотрудники вышли за указанные рамки, руководство будет обязано рассчитаться с ними компенсацией.
- Слишком много жалоб поступает на злоупотребления со стороны работодателя, - рассказал «КП» глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов. - Понятие «ненормированный график» может быть использовано специально, чтобы завалить человека работой, или вынудить его уволиться. Нужно определить критерии, границы и круг лиц для работы в плавающем режиме. Тем, кто перерабатывает большое количество часов, нужно увеличить продолжительность отпуска. А несовершеннолетних и беременных привлекать к ненормированному рабочему графику можно лишь по их согласию.
Что касается самих работодателей, то они сами решают, сколько часов в день или в год работать. Руководителя в труде ограничивать не будут...
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Отдыхать, конечно, не кули ворочать
Андрей ДЯТЛОВ
Переработка - это, конечно, плохо. Она за собою тянет выгорание человека. Но у нас в стране, как обычно, все идет своим особым путем.
С одной стороны - надрыв и штурм. С другой - самые продолжительные в мире отпуска, 28 календарных дней по закону. В Японии, для сравнения, две недели в год, в Китае тоже.
Прибавьте к этому низкую производительность труда (чего уж там!) и какое-то невероятное количество праздничных каникул, о целесообразности которых уже и сами работники стали поговаривать, еле перетянув, например, новогодние.
Да, забыл еще перекуры и принятые в конторах «чашечки кофе», да еще и не раз на дню.
Отдыхать, конечно, не кули ворочать. Но выдвигая такие инициативы, все-таки надо искать баланс: чтобы и люди не перерабатывали, и производительность труда росла, да и зарплата стала бы получше.
Источник: http://www.ural.kp.ru
Надо ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда (СОУТ) при реорганизации работодателя? Как устанавливаются нормы выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), отличные от типовых норм? Каков порядок определения срока носки выдаваемых работникам СИЗ? Кто определяет порядок проведения внеочередной проверки знания требований охраны труда? На что следует обратить внимание при выдаче работникам смывающих и обезвреживающих средств? О том, какого мнения по данным вопросам придерживается Минтруд, вы узнаете из представленной статьи.
Напомним, что в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610, Минтруд дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции министерства, в случаях, предусмотренных законодательством РФ. При этом мнение Минтруда по вопросам, содержащимся в письмах, не является разъяснением и нормативным правовым актам.
ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕПЛАНОВОЙ СПЕЦОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ РАБОТОДАТЕЛЯ
Зачастую на практике реорганизация связана с созданием новых рабочих мест. Правилами п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) предусмотрено, что ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой СОУТ на указанных рабочих местах.
В Письме от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847 Минтруд уточнил, что под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся.
Вместе с тем при реорганизации проводить внеплановую СОУТ надо не всегда.
В Письме от 03.11.2016 № 15-1/ООГ-3913 Минтруд обратил внимание на норму ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ, согласно которой внеплановую СОУТ можно не проводить при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся в том числе изменением штатного расписания, состава и наименований структурных подразделений, а также наименований рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, когда новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не менялись.
Часть 3 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ была введена Федеральным законом от 01.05.2016 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"» и начала действовать с 01.05.2016.
Следует помнить, что организационные изменения у работодателя, связанные с реорганизацией, а также решение о непроведении внеплановой СОУТ должны быть приняты комиссией по проведению СОУТ и оформлены протоколом.
Работники, вновь принимаемые на работу, должны быть ознакомлены под подпись в карте специальной оценки условий труда с результатами ранее проведенной на их рабочих местах СОУТ и установленными компенсациями за работу во вредных (опасных) условиях труда.
Источник: http://www.trudcontrol.ru
Роспотребнадзор разработал проект СанПиНа "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда женщин". Он запрещает труд беременных работниц в помещениях без естественного освещения. Документом также предусмотрена обязанность работодателя предоставлять женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, помещение для кормления малышей. Новый СанПиН вступит в силу в течение этого года. Сейчас проект проходит согласование с федеральными министерствами, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на газету "Известия".
Директор Научно-исследовательского института медицины труда профессор Игорь Бухтияров рассказал "Известиям", что действующие гигиенические требования к условиям труда женщин были приняты в 1996 году и уже устарели. В проекте нового СанПиНа учтены все изменения российского законодательства. Также он гармонизирован с Конвенцией Международной организации труда, документами Всемирной организации здравоохранения и директивами Европейского союза.
— Особенно значимо, что СанПиНом предполагается информирование женщин при приеме на работу о существующем риске повреждения здоровья, в том числе репродуктивного, при работе в условиях воздействия вредных производственных факторов, — пояснил Игорь Бухтияров.
В проекте документа также говорится, что женщины, которые готовятся стать матерями, не должны работать в помещениях без естественного освещения. Профессор Бухтияров рассказал, что "световое голодание" проявляется нарушением обмена веществ и гормонального фона, снижением резистентности организма, что может приводить к нарушению течения беременности.
— Естественное освещение обладает значительным биологическим действием и регулирует важнейшие жизненные функции организма. Под его воздействием усиливается обмен веществ, активизируются процессы кроветворения, улучшается работа эндокринных желез, — сказал профессор. Он добавил, что отсутствие света может оказывать неблагоприятное психофизиологическое воздействие из-за отсутствия связи с внешним миром, ощущения замкнутости пространства, монотонности искусственной световой среды. Все это снижает физическую и умственную работоспособность, концентрацию внимания и крайне нежелательно в период беременности.
Еще одно нововведение касается матерей, имеющих детей в возрасте до полутора лет. В новом СанПиНе указано, что работодатель обязан предоставить им специальное помещение, оборудованное кушеткой, столом, стульями, столами для пеленания, санузлом с унитазом, раковиной для мытья рук, а в кранах должна быть горячая и холодная вода.
— Данное требование связано с тем, что некоторые женщины желают совмещать трудовые обязанности с кормлением грудного ребенка. В ряде организаций такие комнаты имеются, — сказал Игорь Бухтияров.
Проект гигиенических требований к условиям труда женщин также предполагает, что беременные должны работать с ПЭВМ, то есть с персональным компьютером, не более трех часов за смену. Эта норма была перенесена в документ из СанПиНа от 2003 года "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы". Игорь Бухтияров рассказал, что эти нормативы были разработаны на основе данных отечественных и международных исследований по изучению возможного неблагоприятного влияния на развитие плода электромагнитных полей широкополосного спектра.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ беременная женщина по ее заявлению переводится на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Однако эксперты трудовой сферы утверждают, что большинство женщин не пользуются уже имеющимися у них правами. И вряд ли им будут доступны бонусы, предусмотренные новым СанПиНом.
Генеральный секретарь Союза профсоюза России Евгений Куликов также считает, что работницы не знают о своих правах в силу юридической безграмотности, а если и знают — не хотят их отстаивать, чтобы не испортить отношения с начальством и не лишиться рабочего места.
— Это не совсем правильно, понуждать женщину работать в период, когда она должна заниматься своим маленьким ребенком. Если мы хотим жить в развитом обществе, то должны дать матери возможность воспитывать малыша дома, а не открывать для нее специальные комнаты на работе, — сказал Евгений Куликов.
По мнению управляющего партнера профессионального сообщества "HR-Эксперты" Виктории Пятницы, в большей степени нормативы, касающиеся требований к условиям труда женщин, — это формальный документ. Крупные организации будут придерживаться законодательства, но среднестатистические коммерческие компании — нет.
Она отметила, что не знает ни об одном случае, чтобы проверяющие органы привлекли к ответственности работодателя за нарушение условий труда женщин.
Тем временем за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (ст. 55 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Контроль за соблюдением санитарных норм и правил осуществляет Роспотребнадзор.
В пресс-службе ведомства "Известиям" сообщили, что специальная оценка условий труда осуществляется не реже чем один раз в пять лет.
Источник: http://primamedia.ru/news/573747/
ВОПРОС: По результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте ухудшились, стали вредными или опасными. Изменение условий трудового договора осуществляется по взаимному согласию сторон. В какие сроки нужно его заключить?
ОТВЕТ: Срок для заключения дополнительного соглашения о внесении изменений в трудовой договор законом не установлен.
ОБОСНОВАНИЕ:
Согласно ст. 212 ТК РФ на всех без исключения работодателей возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ). По результатам проведения специальной оценки условий труда (далее также — СОУТ) устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
В силу ст. 7 Закона № 426-ФЗ и части второй ст. 219 ТК РФ результаты специальной оценки условий труда используются в целях установления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92 ТК РФ), ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 117 ТК РФ), повышенной оплаты труда (ст. 147 ТК РФ).
При этом условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются условиями, обязательными для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Соответственно, если после проведения СОУТ условия труда на рабочих местах работников изменились, то это влечет за собой изменение соответствующих условий трудового договора.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора возможно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя с соблюдением условий и требований ст. 74 ТК РФ.
Статьей 72 ТК РФ предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Если работник и работодатель достигнут соглашения об изменении условий трудового договора об условиях труда на рабочем месте и о компенсациях за работу с вредными условиями труда, то соответствующие изменения могут быть внесены в трудовой договор на основании ст. 72 ТК РФ.
Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. Какие-либо сроки для заключения такого соглашения законом не установлены, однако такое соглашение целесообразно заключить как можно быстрее, поскольку невнесение указанных условий в трудовой договор является нарушением трудового законодательства и может повлечь за собой ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.
Применять в случае изменения условий трудового договора по соглашению сторон нормы ст. 74 ТК РФ об обязательном уведомлении работника об изменениях не менее чем за 2 месяца работодатель не обязан.
Мазухина Анна,
эксперт службы Правового консалтинга
компании «Гарант»
Источник: http://www.trudcontrol.ru
Минтруд России подготовил проект постановления правительства России о переносе выходных дней в 2018 году, сообщает пресс-служба ведомства.
Отмечается, что цель постановления — "рациональное использование работниками выходных и нерабочих праздничных дней".
В следующем году планируются следующие дни отдыха: с 30 декабря 2017 года по 8 января 2018 года, с 23 по 25 февраля, с 8 по 11 марта, с 29 апреля по 2 мая, 9 мая, с 10 по 12 июня, с 3 по 5 ноября.
Скачать Проект Постановления Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2018 году"
Источник: https://ria.ru
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека оповещает всех, что с 1 января 2017-го года не нужно выискивать требования к физическим факторам на рабочих местах в десятке разных документов – установлены общие санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей среды на рабочих местах и источникам этих физических факторов, а также требования к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих. Ознакомиться с требованиями можно в СанПиН 2.2.4.3359-16. В нём собрано действительно всё - санитарные нормы объединяют в одном документе гигиенические требования и нормативы по микроклимату, шуму, вибрации, инфразвуку, ультразвуку, освещенности, электромагнитным полям, лазерному излучению на рабочих местах.
При этом Роспотребнадзор напоминает, что действие старых нормативно-правовых актов, в которых ранее были отдельно изложены требования ко всему вышеперечисленному, не утрачивают силу.
Фактически, СанПиН 2.2.4.3359-16 "Гигиенические требования к физическим факторам на рабочих местах" является универсальным документом как для специалистов по охране труда, так и для лабораторий, занимающихся измерениями параметров. С помощью него действительно удобно организовать процесс производственного контроля и не забыть ничего. Остаётся надеяться, что в будущем все государственные службы придут к такому варианту – объединять все требования по чему-либо в одном документе.
Скачать СанПиН 2.2.4.3359-16 «Гигиенические требования к физическим факторам на рабочих местах»
Источник: http://ohranatruda.ru
С введением в 2016 году в действие изменений в Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон №122 ФЗ), касающихся применения работодателями профессиональных стандартов, в профессиональном сообществе специалистов по охране труда не утихают споры об обязательности или необязательности профессиональной переподготовки специалистов по охране труда.
Дело в том, что в профессиональном стандарте специалиста по охране труда, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. №524н требования к образованию изложены следующим образом: «Высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда либо среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда». Схожие требования содержит и Единый квалификационный справочник руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 559н).
При этом квалификационный справочник также содержит положение (п. 5 Приказа N 559н) о том, что лица, обладающие достаточным практическим опытом и качественно выполняющие обязанности, возложенные на них по трудовому договору, могут быть назначены на соответствующую должность наравне с теми, кто может похвастаться профильным образованием.
Возникает резонный вопрос – каким документом руководствоваться при предъявлении квалификационных требований к специалисту по охране труда? И носят ли эти документы обязательный или рекомендательный характер?
А статья 195.3 ТК РФ лишь вносит дополнительную путаницу в этом вопросе и не дает однозначного ответа – обязательны ли требования профстандарта специалиста по ОТ или нет.
И хотя законодательство Российской Федерации фактически не содержит ни одного федерального закона или других НПА, устанавливающих в качестве обязательных требования о специальном образовании в области охраны труда к специалисту по охране труда, работодатели, обеспокоенные такими изменениями в законодательстве, и, опасающиеся лишних вопросов при проверках ГИТ, все чаще отправляют своих специалистов на профессиональную переподготовку по охране труда.
Совсем недавно Минтруд внес, однако, некоторую ясность в этот вопрос, опубликовав письмо от 26 декабря 2016 г. N 15-2/ООГ-4698, в котором на примере должности специалиста по ОТ дал некоторые пояснения в части применения профстандартов и квалификационных справочников.
Позиция, изложенная Минтрудом, такова – по Трудовому кодексу РФ специалист по охране труда должен обладать соответствующей подготовкой и опытом работы в этой области (ст. 217 ТК РФ), а, следовательно, работодатель может по своему усмотрению назначить на данную должность человека, который или имеет специальную подготовку (образование) или практический опыт работы в сфере охраны труда.
При этом работодатель вправе, но не обязан (прим. автора) применять требования профстандарта, в частности, требование об обязательности профессиональной переподготовки специалистов по охране труда, не имеющих образования по направлению "Техносферная безопасность" или аналогичного ему.
Работодатель не обязан направлять на профпереподготовку специалиста по охране труда, обладающего опытом работы в этой области, но не имеющего специального образования по охране труда.
Также в своем письме Минтруд призывает читателей обратить внимание на то, что профстандарт специалиста по охране труда содержит указание на коды специальностей по ОКСО. В частности, это коды 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»; 280102 «Безопасность технологических процессов и производств».
Здесь также хочется обратить внимание читателей на то, что подобные письма органов исполнительно власти РФ не являются НПА и носят лишь рекомендательный характер, а потому не могут служить достаточным правовым обоснованием позиции. Вместе с тем данный документ привносит некоторую ясность и поясняет позицию законодателя по сложным для толкования и правоприменения вопросам.
Скачать Письмо Минтруда от 26 декабря 2016 г. N 15-2/ООГ-4698
Скачать Профессиональный стандарт " Специалист в области охраны труда"
Источник: http://ohranatruda.ru
Минтруд разъяснил, в какие сроки необходимо провести внеплановую спецоценку условий труда при перемещении рабочего места.
Внеплановая спецоценка условий труда должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В письме Минтруда России от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169 отмечается, что перенос рабочего места в другое помещение приравнивается к его организации и вводу в эксплуатацию. Таким образом, внеочередная специальная оценка в отношении таких рабочих мест должна проводиться в течение 12 месяцев.
Датой ввода в эксплуатацию рабочего места следует считать дату начала на этом рабочем месте штатного производственного процесса, который не осуществлялся в новом помещении ранее.
Источник: https://its.1c.ru
Депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект закона об ограничении продолжительности рабочего дня для лиц в возрасте 14 лет, сообщает Агентство "Москва".
Пока в Трудовом кодексе РФ не оговаривается, сколько часов в день могут работать 14-летние россияне во время каникул. Для всех категорий несовершеннолетних работников предусмотрена сокращенная рабочая неделя – не более 24 часов. При этом, не уточняя, сколько часов можно работать ежедневно, закон формально не запрещал отрабатывать все 24 часа в течение одних суток.
Нынешняя инициатива депутатов призвана ликвидировать этот законодательный пробел, установив пятичасовой рабочий день для граждан в возрасте 14 лет.
Действующее законодательство ограничивает рабочую неделю подростков в возрасте младше 16 лет до 24 часов, в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов.
Ранее сообщалось о том, что комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддержал предложение ввести пятичасовой рабочий день для трудящихся подростков в возрасте от 14 до 16 лет.
В перечень видов государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода, включен федеральный государственный надзор в сфере труда
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, будет проводиться в отношении работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Отнесение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категориям риска осуществляется:
- решением главного государственного инспектора труда РФ (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска;
- решением главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) - при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.
Проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска - один раз в 2 года;
- для категории значительного риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
- для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875, дополнено новым приложением "Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска".
Источник: http://www.consultant.ru
Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" был уточнен порядок проведения специальной оценки условий труда. В связи с принятием указанного закона изменения вносятся в Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"; в Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"; Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"; Приказ Минтруда России от 05.12.2014 N 976н "Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом"; Приказ Минтруда России от 03.11.2015 N 843н "Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда".
В частности, уточняется порядок проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к работе со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну; устанавливается механизм учета предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Уточняется перечень действий, которые вправе осуществлять эксперт в целях определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах.
Приказом, кроме того, устанавливается, что методики (методы) измерений вредных и (или) опасных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно. При проведении измерений вредных и (или) опасных факторов до 31 декабря 2020 года допускается применение методик (методов) измерений вредных и (или) опасных факторов, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". В отношении рабочего места, условия труда на котором по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45539
Источник: http://www.consultant.ru
Всеволод Вуколов, возглавляющий Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), провел пресс-конференцию, на которой рассказал о проверочных листах, которые используются инспекторами ГИТ при проведении проверок на предприятиях. Эти листы разработаны с целью облегчения инспектирования по тому или иному вопросу, они определяют алгоритм проверки соответствия деятельности работодателя нормам трудового законодательства. В текущем году ведомство планирует не только внедрить проверочные листы в практику проведения контрольно-надзорных мероприятий, но и сделать их доступными для работодателей.
Возможность использования надзорными органами в ходе проверок перечней контрольных вопросов установлена с 1 января 2017 года ст.9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (далее – Закон), которая была дополнена п. 11.1 — 11.5. Как следует из п.11.3 Закона, проверочные листы представляют собой список вопросов, по ответам на которые проверяющий может однозначно судить о соблюдении или несоблюдении предприятием обязательных требований закона, в отношении которых проводится проверка. В этих листах содержится фиксированное количество требований, выполнение которых инспектор должен проверить в соответствии с планом проверки.
Как пояснил глава Роструда, если работодателям будет открыт доступ к таким проверочным листам, они, еще до начала плановой проверки, смогут спокойно оценить каждый пункт и исправить имеющиеся недочеты, выполнив установленные законом требования. Предлагаемый механизм внедрения и использования проверочных листов позволит эффективно решать стоящую перед Рострудом задачу – не столько обнаружить нарушения и наказать за них, сколько обеспечить их профилактику и отсутствие.
Глава ведомства напомнил, что работодатели могут и самостоятельно оценить соблюдение требований трудового законодательства в организации, воспользовавшись сервисом «Электронный инспектор» на портале онлайнинспекция.рф. Для такой проверки используется тот же алгоритм, что реализован в проверочных листах. Вуколов сообщил, что точные сроки по внедрению проверочных листов пока не известны, но планируется, что произойдет это уже в текущем году.
Число несчастных случаев с тяжелыми травмами на производстве в 2016 году снизилось на 14% по сравнению с 2015 годом. Об этом сообщил на пресс-конференции в ТАСС глава Роструда Всеволод Вуколов.
Самый высокий уровень производственного травматизма сохраняется в сферах строительства и транспорта.
"Общее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями снизилось более, чем на 1000 случаев или на 14 % против 2015 года", - сказал он.
При этом Вуколов отметил, что в 2016 году снижение количества погибших в результате несчастных случаев по сравнению с 2015 годом отмечено в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность в сфере транспорта (на 27%), строительства (на 23%), оптовой и розничной торговли (на 18%), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (на 12%), обрабатывающих производств (на 7%). Вместе с тем, наиболее высокий уровень производственного травматизма остается в сферах строительства и транспорта, добавил глава Роструда. "Мы надеемся что эти показатели будут идти вниз", - сказал он.
По данным Роструда, в 2016 году в РФ более 146 тыс. организаций провели специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест около 5,445 млн работников.
В территориальных органах Роструда - государственных инспекциях в субъектах Российской Федерации - в 2016 году зарегистрировано почти 57 тыс. деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест более 1,5 млн работников.
По результатам проверок Рострудом выявлено 197 895 нарушений по охране труда. В основном это нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, отмечают в ведомстве.
Источник: http://tass.ru
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) попросила работодателей не забывать, сколько и как могут работать люди на открытом воздухе, когда на улице арктические холода. Это в первую очередь касается строителей, ремонтников, работников жилищно-коммунальной сферы, без постоянной деятельности которых жизнь городов и сел просто остановится.
В Роструде напоминают, что по Трудовому кодексу на морозе могут работать только абсолютно здоровые люди, прошедшие медосмотр. При этом работники должны быть обеспечены комплектом средств индивидуальной защиты, соответствующим текущим климатическим условиям.
Уже при температуре - 10 работать на улице можно не дольше 2,8 часа. После этого необходимо сделать перерыв и отдохнуть в отапливаемом помещении. Причем, данные перерывы обязательно включаются в рабочее время и подлежат оплате. Температура воздуха в местах обогрева должна поддерживаться на уровне + 21-25 градусов. В помещениях, куда работники придут на отдых, должны стоять и мощные обогреватели, температура которых должна быть в диапазоне +35-40 градусов. Там быстро можно будет согреть руки и ноги, чтобы не получить переохлаждение.
"В отдельных случаях похолодание может повлечь за собой аварии на предприятиях, что, в свою очередь, может привести к остановке в работе организаций, - отмечается в сообщении Минтруда.
- В таких случаях время простоя работников в силу положений ст. 157 Трудового кодекса РФ должно оплачиваться работодателем в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада) соответствующего работника". В заключение чиновники напоминают, что "в случае, если бездействие работодателя и непринятие им соответствующих мер приведет к возникновению угрозы для здоровья работников, ему грозит наказание за несоблюдение прав работников".
За несоблюдение трудового законодательства, размер административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 1-5 тысяч рублей, на юридических лиц - 30-50 тысяч рублей.
Источник: https://rg.ru
В правительство в ближайшие месяцы планируется внести законопроект, который регламентирует переход на новую систему управления охраной труда. Разработчиком данного нормативного документа выступает Минтруд, который намерен кардинально поменять всю действующую в России систему оценки условий труда.
В ведомстве рассчитывают, что законопроект до конца года пройдет все стадии обсуждения и будет утвержден. Это приведет и к существенной переработке того раздела Трудового кодекса России, который посвящен охране труда. Одно из главных предполагаемых нововведений – это полный запрет на работу в условиях труда, которые относятся к категории особо опасных. Это четвертый класс опасности.
В данный момент в России официально на таких рабочих местах трудятся более 40 тыс. человек. В основном это строительство и нефтехимическое производство. Работодатель вынужден будет либо провести автоматизацию таких рабочих мест, либо вообще их ликвидировать, реорганизовав производство. В любом случае это будет означать массовое увольнение персонала, который в данный момент занимает эти места. Каким образом будет решаться вопрос с и трудоустройством, пока ответа нет.
Следует также отметить, что Минтруд намерен перевести систему управления охраной труда на новую основу – к модели управления профессиональными рисками в сфере охраны труда. В ведомстве считают, что работодатель должен сам оценивать профессиональные риски на рабочих местах и разрабатывать меры по их устранению Государство в свою очередь должно определить порядок применения таких мер. Разработчики законопроекта считают, что это сделает защиту работников более адресной и адекватной выявленным профессиональным рискам.
Утвержденные Правила предусматривают требования по охране труда при организации и проведении основных процессов и работ, связанных с добычей (выловом) и переработкой водных биоресурсов морскими рыбопромысловыми судами, судами внутренних водоемов и прибрежного плавания, а также производством отдельных видов рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на береговых объектах рыбоперерабатывающей инфраструктуры.
Предусмотрены требования охраны труда:
- предъявляемые к организации выполнения работ;
- применяемые к производственным территориям (помещениям, участкам производства работ), размещению технологического оборудования и организации рабочих мест;
- предъявляемые к выполнению работ (осуществлению производственных процессов);
- предъявляемые к процессам переработки водных биоресурсов и производства отдельных видов продукции из водных биоресурсов.
Федеральный государственный надзор за соблюдением требований Правил осуществляют должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах РФ).
В приложении к Приказу приведена форма наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью.
Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2017 N 45314.
Источник: http://morvesti.ru, http://www.consultant.ru
Установлены государственные нормативные требования охраны труда при нанесении металлопокрытий, выполняемых электрохимическим, химическим, термофизическим и иными способами
Предусмотрены требования охраны труда:
- при организации выполнения работ (производственных процессов), связанных с нанесением металлопокрытий;
- применяемые к производственным помещениям (участкам), размещению технологического оборудования и организации рабочих мест;
- при осуществлении производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования;
- предъявляемые к транспортированию и хранению исходных материалов, сырья, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства.
Федеральный государственный надзор за соблюдением требований Правил осуществляют должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах РФ).
В приложении к Приказу приведена форма наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью.
Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2017 N 45281.
Источник: http://www.consultant.ru/