Новости
Установлены государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации, ремонте и обслуживании городского электрического транспорта - троллейбусов и трамваев
Предусмотрены требования охраны труда:
- при организации выполнения работ (производственных процессов);
- применяемые к производственным территориям (производственным помещениям, площадкам, участкам производства работ) и организации рабочих мест;
- при осуществлении производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования;
- при работе на контактных сетях, устройствах сигнализации, централизации, блокировки и связи.
Федеральный государственный надзор за соблюдением требований Правил осуществляют должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах РФ).
В приложении к Приказу приведена форма наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью.
Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2017 N 45280.
Источник: http://www.consultant.ru/
Федеральная служба по труду и занятости приказом от 30.12.2016 N 538 утвердила перечень законов и нормативно-правовых актов, которые содержат обязательные требования, и которые будут проверять специалисты при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых инспекторами Роструда . Всего в приказ вошли 462 документа, которые приведены в нескольких приложениях по направлениям регулирования. В частности, в документе указаны Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства и ведомственные документы.
Какие направления должен контролировать Роструд:
- соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- нормативно-правовое регулирование, осуществляемое органами государственной власти субъектов РФ в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
- обеспечение государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан;
- выполнение частными агентствами занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников;
- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
- деятельность органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
- порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- сферу социального обслуживания;
- деятельность по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.
Источник: http://ppt.ru/news/138077, http://www.consultant.ru
Условия труда водителей автобусов, троллейбусов и трамваев будут оцениваться по новым правилам. Минтранс РФ и профсоюз работников автомобильного транспорта предложили кроме общих критериев учитывать особую тяжесть профессии. Врачи-профпатологи подтверждают, что из-за нервного напряжения у водителей распространены заболевания сердечно-сосудистой системы, а вынужденная рабочая поза нередко становится причиной радикулита. Особенности проведения оценки условий труда водителей будут утверждены Минтрудом до 1 июля 2017 года, сообщают «Известия».
Председатель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимир Ломакин рассказал изданию, что по закону водители имеют право на досрочную пенсию (мужчины в 55 лет, а женщины в 50 лет при достижении стажа в 25 лет и 20 лет соответственно). Но если в результате специальной оценки условий труда (СОУТ) не будет установлена достаточная степень вредности, то досрочная пенсия отменяется. Аттестация проводится раз в пять лет. Эту экспертизу заказывает работодатель, а выполняют организации, имеющие соответствующую лицензию.
«На одинаковых рабочих местах устанавливается разный класс условий труда у водителей. Что-то эксперты не учли — и всё, еще вчера вредная работа сегодня такой уже не считается. Работодателю, конечно, такое положение вещей выгодно», — пояснил Владимир Ломакин.
В пресс-службе Минтранса России подтвердили, что разное толкование норм методики, по которой проводится СОУТ, допускает возможность необъективной оценки условий труда. А значит, неправомерный отказ в предоставлении водителям автобусов, трамваев и троллейбусов компенсации за работу во вредных условиях и досрочном выходе на пенсию.
«Водитель должен постоянно ориентироваться по зеркалам и принимать решение об изменении положения транспортного средства. Но эксперты аттестующих организаций часто этого не учитывают, заявляя, что ориентация — это привычное дело. Или, например, Правила дорожного движения предписывают читать все дорожные знаки, а эксперты СОУТ считают, что на напряженность труда влияют знаки, которые появились не позже недели назад», — рассказал Владимир Ломакин.
Чтобы исправить эту ситуацию, профсоюз работников автомобильного транспорта обратился за поддержкой в Минтранс России. В конце декабря 2016 года Правительство РФ постановило, что до 1 июля 2017 года Минтруд должен утвердить особенности проведения СОУТ в отношении рабочих мест водителей городского наземного пассажирского транспорта.
В Минтрансе отметили, что до 2014 года для оценки условий труда водителей использовалось утвержденное Роспотребнадзором «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса», которое включает 23 критерия напряженности трудового процесса. А в действующую методику входит только шесть соответствующих пунктов, и этого явно недостаточно.
«Водители городского пассажирского транспорта управляют источником повышенной опасности, в определенной степени они рискуют собственной жизнью и одновременно несут ответственность за безопасность других людей. Это создает предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний», — заявили в пресс-службе ведомства.
По данным Минтранса, интенсивность дорожного движения в городах постоянно растет, а автомобилизация страны увеличилась за последние 20 лет в пять раз. И это не могло не отразиться на напряженности трудового процесса водителя.
Источник: http://www.bashinform.ru/
В 2016 году сохраняется устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями (групповые, с тяжелым и смертельным исходом) снизилось: за 9 месяцев 2016 года произошел 3 731 несчастный случай с тяжелыми последствиями, что на 5% ниже, чем за аналогичный период 2015 года (3 914 случаев). В 2016 году также отмечается уменьшение количества погибших на производстве: за 9 месяцев 2016 года погибло на 2 % меньше работников, чем за аналогичный период 2015 года (1 151 и 1 180 человек соответственно). Количество погибших традиционно остается наиболее высоким по сравнению с другими видами экономической деятельности в строительстве, обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
С целью усиления профилактических мер в отношении работников Минтруд России проводит системную работу по разработке и актуализации правил по охране труда. В первую очередь это касается правил по охране труда в отраслях, которые признаны наиболее травмоопасными в экономике.
В 2016 году актуализированы правила по охране труда: в сельском хозяйстве, при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, при эксплуатации электроустановок, при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов, на городском электротранспорте, при нанесении металлопокрытий, что будет способствовать установлению унифицированных государственных нормативных требований охраны труда, снижению риска производственного травматизма и уменьшению количества профессиональных заболеваний.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
Со вступлением в силу с 1 января 2014 года федеральных законов от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обеспечено внедрение специальной оценки условий труда в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах.
Всего за период с апреля 2014 года – по декабрь 2016 года специальная оценка условий труда проведена на 10,945 млн. рабочих мест. В совокупности с результатами ранее действовавшей аттестации (более 15 млн. рабочих мест) общее количество рабочих мест, по условиями труда на которых имеются достоверные сведения, составляет почти 26 млн. рабочих мест (54 % от общего количества рабочих мест).
До 31 декабря 2018 года планируется обеспечить оценку условий труда всех имеющихся в экономике 48 млн. рабочих мест.
По результатам мониторинга практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, организованного Минтрудом России с участием объединений профсоюзов и работодателей, внесены изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», позволяющие:
– снизить финансовую нагрузку на работодателей за счет распространения процедуры декларирования (спецоценка без измерений) на рабочие места, условия труда на которых по результатам измерений признаны оптимальными или допустимыми;
– увеличить в ряде случаев срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда до двенадцати месяцев и при этом не допустить ухудшения положения работников, занятых на рабочих местах, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда до проведения внеплановой специальной оценки условий труда;
– защитить права работников при проведении специальной оценки условий труда за счет учета их предложений по идентификации на их рабочем месте потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В целях сохранения сложившихся положительных тенденций в охране труда Минтрудом России, начиная с 2015 года, внедряется программно-целевой метод управления охраной труда.
Для обеспечения единого подхода была разработана и рекомендована к использованию «Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда».
В настоящее время программы по улучшению условий и охраны труда актуализированы и утверждены в 83 субъектах Российской Федерации.
Мероприятия программ предусматривают совершенствование региональной нормативной правовой базы охраны труда, непрерывную подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда, а также улучшение лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
В 2 субъектах Российской Федерации работа по актуализации программ не завершена. Это – Чукотский автономный округ и город Санкт-Петербург. В данных регионах действуют не актуализированные программные документы субъекта Российской Федерации по улучшению условий охраны труда.
В соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015-2020 годы, Минтрудом России доработана типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда. Доработанная программа в январе 2017 года будет направлена в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Источник: http://www.rosmintrud.ru
В Министерстве здравоохранения РФ предложили предоставить работодателям возможность увеличивать для курящих сотрудников продолжительность трудового дня. Об этом в понедельник, 9 января, сообщает RNS со ссылкой на антитабачную концепцию ведомства на 2017–2022 годы, пишет Lenta.ru.
Согласно концепции, трудовой день курильщика может быть увеличен пропорционально времени, которое он потратил на свою вредную привычку в течение рабочего времени.
В настоящее время проект новой антитабачной концепции проходит процесс согласований в различных ведомствах, каждое из которых предлагает свои способы борьбы с никотиновой зависимостью.
Ожидается, что предложение увеличить продолжительность рабочего времени для лиц, регулярно курящих табак в течение рабочего дня (соответственно времени, потраченному на курение), будет поддержано руководством Минтруда РФ, и окажется одним из дополнительных методом борьбы с табакокурением, несущим значительный вред здоровью россиян.
С 1 марта 2017 года при обеспечении охраны труда и безопасности на предприятии необходимо будет руководствоваться положениями:
- ГОСТ 12.0.003-2015 "ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация";
- ГОСТ 12.0.004-2015 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения";
- ГОСТ 12.0.230.1-2015 "ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007";
- ГОСТ 12.0.230.2-2015 "ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования";
- ГОСТ 12.4.026-2015 "ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний".
Административным регламентом по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, определены в том числе:
- круг заявителей (работники, работодатели, объединения работодателей, профсоюзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, а также организации, осуществляющие проведение специальной оценки условий труда);
- требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
- срок предоставления государственной услуги (услуга предоставляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации поданного заявителем заявления или жалобы работодателя);
- исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем;
- состав административных процедур (регистрация заявления или жалобы работодателя, рассмотрение оснований для предоставления государственной услуги, проведение проверки обоснованности изложенных в заявлении или жалобе работодателя сведений, информирование о результатах предоставления государственной услуги), последовательность и сроки их выполнения;
- формы контроля за предоставлением государственной услуги, а таже досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роструда, ее территориальных органов и должностных лиц.
Источник: www.consultant.ru
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2016 N 1351 внесены изменения в перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 N 290.
Так, из перечня исключены рабочие места работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, а также работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом изменениями предусмотрена необходимость учитывать особенности проведения спецоценки условий труда в отношении:
- рабочих мест водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования;
- рабочих мест медицинских работников, непосредственно оказывающих психиатрическую и иную медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения;
- рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно обслуживающих больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения.
Особенности проведения спецоценки условий труда в отношении указанных рабочих мест должны быть определены до 1 июля 2017 года. Источник: ТЕХЭКСПЕРТ
Важные изменения в законодательстве охраны труда произошли в начале 2014 года. Вступил в действие Закон № 426-ФЗ, вместо аттестации рабочих мест была введена специальная оценка условий труда. С 2015 года вступят в силу новые санкции за нарушение нормативных требований, связанных с охраной труда работников. Но зачастую небольшие предприятия и организации весьма формально подходят к обеспечению безопасных условий работы своих сотрудников. В компаниях не создаются службы охраны труда, не проводятся инструктажи по охране труда и технике безопасности, для работников не проводят обязательных медосмотров. Многие работодатели сквозь пальцы смотрят на подобные нарушения.
Нарушение 1. В компании отсутствует специалист по охране труда, не создана служба по охране труда
Существующие нормы трудового законодательства дают работодателю право по своему усмотрению определять структуру и численность работников службы охраны труда. Однако необходимо учитывать, что если в компании численность работников больше 50 человек, то наличие службы охраны труда обязательно. Либо в организации обязательно должен быть специалист, занимающийся вопросами охраны труда.
В том случае, когда численность работников компании менее 50 человек, работодатель принимает решение о создании такой службы или введении должности специалиста. При этом в расчет принимается специфика производственной деятельности предприятия (ст. 217 ТК РФ).
Служба охраны труда (должность специалиста по охране труда) создается в организациях, ведущих производственную деятельность (ч. первая ст. 217 ТК РФ). Чтобы работодатели не сделали неправильных выводов, будто речь идет только об организациях, занимающихся выпуском продукции, Трудовой кодекс относит к производственной деятельности еще и оказание различных видов услуг предприятиями и компаниями (ст. 209 ТК РФ).
Как устранить:
Работодателю для контроля выполнения требований охраны труда нужно принять следующие меры: ввести в штатное расписание компании соответствующие единицы или заключить гражданско-правовой договор на оказание услуг в сфере охраны труда.руководителя службы охраны труда и специалиста по охране труда предусматривают их участие в аттестации рабочих мест по условиям труда, а не в процедуре специальной оценки условий труда.
С 1 января 2015 года вступает в силу ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ», устанавливающая ответственность за совершение отдельных видов правонарушений, которые ранее охватывались положениями ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда».
Перечень новых видов правонарушений в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а также меры ответственности работодателей в зависимости от их организационно-правовой формы приведены в таблице 1. Для сравнения следует отметить, что до вступления в силу статьи 5.27.1 КоАП РФ за совершение указанных в таблице правонарушений работодатель может «отделаться» санкциями по статье 5.27 КоАП РФ, которые являются значительно более мягкими:
- для должностных лиц – административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц – административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.